Звездолеты «Тантра» и «Парус», очевидно, способны взлетать и садиться с любых планет и их спутников – как с атмосферой, так и без. Желательно, чтобы в фильме это выглядело зрелищно и оригинально. Подходящий способ посадки намеревались использовать в транспортном корабле «Заря» во второй половине 80-х.
«Основным отличием «Зари» от ранее рассматриваемых аппаратов была интересная схема системы посадки. После прохождения участка аэродинамического торможения и выпуска стабилизирующего парашюта и посадочных опор по команде радиовысотомера вместо парашютной системы посадки на очень небольшой высоте за несколько секунд до касания земли должно было включиться большое количество ЖРД [жидкостных ракетных двигателей – примечания мои], смонтированных по кольцу вокруг корпуса СА [спускаемого аппарата], и погасить скорость падения корабля практически до нулевой. Кроме функции торможения при посадке, эти ЖРД выполняли роль двигателей ориентации и причаливания в космосе. Сопла двигателей были наклонены под углом к оси корабля с тем, чтобы их струи не повреждали обшивку аппарата».
[Афанасьев И.Б. Неизвестные корабли. М.: Знание, 1991. С.63.]
Посадку «Тантры» я представляю следующим образом.
Орбитальная скорость гасится двигателем почти полностью. Это сейчас мы вынуждены использовать атмосферу для торможения и предусматривать мощную теплозащиту. Для звездолета, который легко разгоняется до релятивистских скоростей, погашение первой (25,5 км/c) или второй (36 км/c) космической скорости – пустяковая задача даже при крайнем дефиците топлива. Торможение – весьма растянутый по времени процесс: не менее десяти минут (в зависимости от уровня перегрузок).
После орбитального торможения, которое завершается в верхних или даже средних слоях атмосферы, звездолет выключает двигатели и падает почти вертикально, используя только свое небольшое аэродинамическое качество для корректирующих маневров. Со стороны это будет выглядеть жутковато – падение накренившегося силуэта, иллюминированного посадочными огнями, в пучину тьмы. Вблизи поверхности запускаются планетарные двигатели, расположенные сбоку в верхней или средней части корабля. Их яркие струи наклонены под углом 20-30 градусов к оси звездолета. Сверху они будут выглядеть как лепестки огненного цветка. С точки зрения устойчивости и управляемости достаточно трех двигателей-лепестков. Перегрузки на этом участке максимальны (10-12g). Струи ударяют в поверхность, вздымая тучи пыли и крупных камней. Видимость падает. К моменту касания вертикальная скорость погашена, и звездолет садится прямо на основание (посадочные опоры при таком размещении двигателей излишни). Корабль близок по форме к конусу или пирамиде с выступами для планетарных двигателей. Под выступами могут быть вертикальные канавки, чтобы обшивка была подальше от струй и в то же время угол их наклона был как можно меньше.
Взлет происходит в обратном порядке. Двигатели, ясное дело, работают постоянно.
15 мая 2006, 08:03