Ловушка

Концепция субсветового веса позволила Ефремову обосновать захват «Тантры» железной звездой.

... следовало вести звездолет все время вдоль окраин полей тяготения от звезды к звезде, от темного облака к темному облаку, тщательно сберегая скорость/ускорение. Всех тревожила неисследованная область 344 + 2У между Солнцем и «Тантрой», обойти которую никак не удавалось, — по сторонам ее до Солнца встречались зоны свободных метеоритов, кроме того, при повороте корабль терял скорость/лишался ускорения.

Спустя два месяца кривая/вычисленная линия полета была готова. «Тантра» стала описывать пологую циклоиду/кривую между границами равного напряжения во встречных гравитационных полях.

Симптоматична замена в книжном варианте физически правильного термина «скорость» на «ускорение». Интересно, как ответил бы ИАЕ на вопрос: «Чему равно ускорение брошенного тела в верхней точке траектории»?

О циклоиде мы ещё поговорим при разборе перелёта «Тантры» с Тритона на Землю.

Во многих местах ИАЕ использует термин «напряжение поля».

... меланхолически следившему за непрерывным трепетанием красных стрелок измерителей напряжения гравитации на голубых градуированных дужках.

<...>

— Темное облако должно быть здесь, — подтвердил Кэй Бэр, — но мы только «чиркнем» по его краю. Так и вычислено! Напряжение поля тяготения возрастает равномерно и слабо.

<...>

Напряжение поля тяготения возросло, и приборы откликнулись изменением мелодии аппарата искусственной гравитации.

<...>

— Напряжение поля тяготения нарастает больше, чем должно быть по расчетам.

(только книга)

В физике напряжение определяется через разность потенциалов для двух выбранных точек поля. А напряжённость гравитационного поля --- это сила, действующая на тело, делённая на массу тела, т.е. ускорение свободного падения в одной конкретной точке. Напряжение и напряжённость --- существенно разные, хотя и связанные друг с другом величины.

Звезды опять заострились иглами, и «Тантра», освободившись, улетала все дальше от грозной планеты. С каждой секундой уменьшалось бремя тяжелого мира/тяготения. Легче и легче становилось тело. Запел аппарат искусственной гравитации, и его обычное земное напряжение после бесконечных дней жизни под прессом чёрной планеты показалось неописуемо малым.

В данном отрывке ИАЕ подразумевает напряжённость, как и в контексте измерения поля приборами --- ведь, по ИАЕ, напряжённость поля увеличивает на корабле вес. Однако под «границами равного напряжения» ИАЕ вполне мог понимать эквипотенциальные поверхности.

Кстати, аппарат искусственной гравитации появляется в журнальном варианте лишь в конце и мимоходом --- на планетолете «Барион» (база восстановления спутника 57).


Приступим, наконец, к главному эпизоду:

— «Тантра» в опасности! Напряжение поля стало в два раза выше расчетного.

Астронавигатор побледнел. Подошло неожиданное — оно требовало немедленного решения. Судьба корабля находилась в его руках. Неуклонно увеличивавшееся тяготение требовало замедления хода корабля не только из-за возрастания тяжести в корабле, но и потому, что , очевидно, прямо по курсу находилось большое скопление материи.

Замедления, после которого набирать новое ускорение будет нечем.

Но после замедления набирать новое ускорение было нечем!

Пел Лин стиснул зубы и повернул рукоятку включения ионных планетарных двигателей — тормозов. Звонкие удары вплелись в мелодию приборов, заглушая тревожный звон

приборов, вычислявших

аппарата, вычислявшего

соотношение силы тяготения и скорости. Звонок прекратился/выключился, и стрелки подтвердили успех —

скорость и гравитация уравнялись.

скорость снова стала безопасной, придя к норме с возраставшей гравитацией.

Но едва Пел Лин выключил торможение, как звон раздался снова, повторенный указателями. Это грозная сила тяготения

потянула корабль, отклоняя его вправо от заданного направления.

требовала замедления хода.

Стало очевидно, что звездолет падал/шел прямо к могучему центру тяготения. Астронавигатор не решился изменить курс — произведение большого труда и величайшей точности. Пользуясь планетарными двигателями, он тормозил звездолет и сдвигал его влево, хотя уже становилась очевидной ошибка курса, проложенного

слишком близко к неведомой массе материи.

через неведомую массу материи.

Боковое смещение/Поле тяготения велико, — вполголоса заметила Ингрид, — может быть...

— Надо еще замедлить ход, чтобы повернуть! — воскликнул астронавигатор. — Но чем же Потом ускорить полет? и разойтись по касательной... — Губительная нерешительность прозвучала в его словах.

По журналу, «Тантра» летит левее железной звезды, которая отклоняет звездолёт вправо; проблема в соблюдении курса и субсветовом весе. По книге, «Тантра» летит прямо на звезду; проблема только в возрастании веса. Курс изменять не хочется, да и невозможно на такой скорости.

Пока навигатор раздумывал, планетарные двигатели автоматически включились на торможение.

Очнувшийся Пел Лин понял, что странное увеличение

гравитации не даст звездолету пройти здесь замедленным ходом, и решил повернуть налево от курса к пустому району свободных метеоритов. Чудовищное поле тяготения сильнее замедляло ход «Тантры» и в то же время заставляло корабль падать в центр черной бездны по все более крутой кривой.

тяготения идет так быстро, что надо принимать экстренные меры для остановки корабля и затем резкого изменения курса.

По журналу, «Тантра» затормозилась достаточно, чтобы экипаж очнулся и можно было повернуть налево; и даже слишком затормозилась: поле замедляет «Тантру» (?!) и заставляет падать на звезду --- надо ускоряться и поворачивать. По книге, «Тантра» затормозилась недостаточно --- надо тормозить.

Там, в кормовой/носовой части корабля, сильное магнитное поле облекло стенки моторных сопел, спасая их от немедленного разрушения.

То есть, анамезонные двигатели были включены для разных задач и расположение их отличалось. В книге они тормозят «Тантру». В журнале --- наоборот, ускоряют; вдобавок, как и планировалось, «Тантра» слегка поворачивает влево.

Далее начал действовать Эрг Ноор:

Наконец он сообразил, что звездолет экстренно тормозится

и включены анамезонные двигатели,

анамезонными двигателями —

следовательно, что-то случилось.

<...>

— Экраны, передние... переключите на инфракрасную... остановите... моторы!

Вольфрамовые/Боразоновые цилиндры погасли одновременно с умолкшей вибрацией корпуса. На правом переднем экране загорелась огромная звезда, светившая тусклым красно-коричневым светом. На мгновение все оцепенели, не сводя глаз с громадного диска, возникшего из тьмы

немного в стороне от носа корабля.

прямо перед носом корабля.

По журналу, звезда тормозит «Тантру» ещё до того как она приблизилась на минимальное расстояние --- очередное «физическое новшество» ИАЕ, которое мы разберём позже. Также странно, что «Тантра» столь лихо затормозилась планетарными двигателями (и тяготением звезды), что не может оторваться на анамезонных. Звезда находится немного правее оси корабля, экран «смотрит» в фиксированном направлении (подобно иллюминатору). В книге правый экран почему-то сохранён, хотя звезда прямо впереди.

Далее, в начале третьей главы романа, журнал и книга сильно расходятся. Разберём отдельно. Сначала журнал:

На широкой дуге указателя направления белая толстая стрелка медленно, но упорно сползала вправо — курс звездолета изгибался вокруг железной звезды по эллиптической кривой. Скорость падала, словно незримая веревка тянула корабль к жуткому, невидимому для человеческих глаз светилу. (журнал)

С выключенными двигателями траектория действительно эллиптическая. Но, если корабль приближается к звезде, скорость должна, наоборот, возрастать.

— ... у нас почти нет горючего. Если мы вырвемся, то наш корабль будет описывать вокруг звезды спираль и постепенно приближаться к ней... пока не упадет! (журнал)

Очевидно, тут опечатка; должно быть: "Если мы НЕ вырвемся...". С точки зрения физики, корабль должен продолжать обращаться по эллипсу. Причину движения по спирали обсудим позже. Под горючим понимается анамезон. Существенно слово «почти» --- анамезона ещё немного осталось.

Прошло около трех часов, и Эрг Hoop, наконец, решился. Снова «Тантра» наполнилась невыносимой вибрацией анамезонных моторов. Наивыгоднейший момент отрыва уже рассчитали, медлить было нельзя, так как с большой потерей скорости звездолету становилось все труднее вырваться из могучего притяжения железной звезды. (журнал)

Здесь ИАЕ абсолютно прав --- стоило подождать. Согласно небесной механике, наивыгоднейший момент для включения разгонного двигателя совпадает с положением наибольшего сближения. Хотя, надо полагать, для анамезонных двигателей этот выигрыш несущественен.

Теперь обратимся к книге.

На оранжевых столбиках указателей анамезонного горючего черные толстые стрелки стояли на нулях. Курс звездолета пока не отклонялся от железной звезды, так как скорость была еще велика и корабль неуклонно приближался к жуткому, невидимому для человеческих глаз светилу. (книга)

— ... у нас нет горючего. Но мы продолжаем лететь прямо на звезду. Надо затормозить «Тантру» до скорости в одну тысячную абсолютной, при которой возможно достаточное угловое отклонение. Если не хватит и планетарного горючего, то звездолет будет постепенно приближаться к звезде, пока не упадет. (книга)

Анамезона совсем нет. Тормозить и затем отклонять можно лишь планетарными "ионно-триггерными" моторами. Одна тысячная абсолютной = 300 км/с --- чрезвычайно много для «лунной ракеты» (см. далее).

Горючего могло хватить лишь на замедление корабля, но с потерей скорости звездолёту становилось всё труднее вырваться без моторов из цепкого притяжения железной звезды. Если бы «Тантра» не подошла так близко и Лин сообразил бы вовремя… Впрочем, какое утешение в этих пустых «если»?

Прошло около трёх часов, и Эрг Ноор наконец решился. «Тантра» содрогнулась от мощных толчков триггерных моторов.

А вот здесь ждать три часа не имело никакого смысла.

Снова объединим варианты.

Ход корабля ускорялся, эллиптическая кривая выпрямлялась. Час, другой... страшное

Ход корабля замедлялся час, другой, третий, четвертый. Неуловимое движение начальника — ужасная дурнота в всех людей. Страшное

коричневое светило исчезло из переднего экрана, переместилось на боковой/второй. Незримые цепи тяготения продолжали тянуться

за убегавшим кораблем,

к кораблю,

отражаясь в приборах. Третий, четвертый час — и два круглых красных глаза загорелись над головой Эрга Ноора. Он рванул рукояти/рукоятки к себе — двигатели остановились.

— Вырвались! — с облегченном шепнул Пел Лин.

Начальник медленно перевел на него взгляд на него и покачал головой:

— Еще неизвестно. Кончился анамезон!

— Нет! Остался лишь запретный запас горючего для орбитального обращения и посадки.

— Что же делать?

— Ждать! Я отклонил немного звездолет. Но мы проходим слишком близко. Идет борьба между тяготением звезды и уменьшающейся скоростью «Тантры». Она летит сейчас, как лунная ракета, и, если успеет отдалиться, тогда мы пойдем к Солнцу. Правда, время путешествия сильно возрастет.

По журналу, анамезон только что кончился; планетарного топлива по умолчанию достаточно; о направлении отклонения речь не идёт. По книге, отклониться удалось (метко --- к Солнцу), но слишком замедлились.

Замедление полета шло слишком резко, для того чтобы «Тантра» ушла от железной звезды. Возобновить борьбу звездолет не мог. Курс «Тантры» искривлялся все более, пока корабль не понесся по первому далекому витку неумолимой спирали. (журнал)

Нарастающее замедление полета стало меньше скорости убегания. «Тантра» не смогла уйти от железной звезды. Забывшие о сне и пище люди не покидали поста управления много тоскливых часов, в которые курс «Тантры» искривлялся все более, пока корабль не понесся по роковому орбитальному эллипсу. (книга)

Трудно сказать, что заставило Ефремова столь существенно переделать в книге сцену захвата «Тантры». По-видимому он прежде всего хотел упростить логику: не надо отклонения от курса, достаточно того, что нужно тормозить из-за субсветового веса. Во-вторых, тормозить нужно очень быстро и сильно --- планетарного двигателя недостаточно. Это потянуло за собой остальное. Далее мы рассмотрим ещё одну менее важную причину переработки сцены.

Мне первоначальная, журнальная, версия кажется более реалистичной. Маловероятно, что курс звездолёта окажется направлен прямо на звезду. А вот использование двигателей логичнее в книге: торможение с околосветовой анамезонными, попытка вырваться --- планетарными.