Согласно Ефремову, звездолёт качается при изменении гравитационного поля.
Звездолет обгонял планету, и ее тяготение заставляло корабль качаться вдоль изменчивого напряжения поля гравитации. (только книга)
По-видимому, это тоже отголосок концепции субсветового веса. Если поле быстро меняется, то, по Ефремову, вес тоже меняется. Для ИАЕ логично считать, что при движении к планете нос корабля немного тяжелее, потому что находится чуть ближе, в более сильном поле; от планеты --- наоборот. Разный и переменный вес в разных частях звездолёта приводит к его качанию --- как корабль на волне. Аналогия с волной была, видимо, естественна для бывшего моряка. А где волны, там и... вихри.
Вихревая зона — зона контакта гравитационных полей двух звёздных систем, в которой возникают возмущения и завихрения. (только книга)
— Мы уже пронизали
турбулентную зону контакта с соседним полем тяготения,
внешнюю вихревую зону,
— отозвалась Ингрид, — идёт непрерывное и быстрое нарастание гравитации.
Посыпались частые звенящие удары — планетарные моторы заработали автоматически, когда управлявшая кораблем электронная машина почувствовала впереди огромное скопление материи. «Тантра» принялась раскачиваться и нырять в завихрениях гравитационного поля.
— Но резкие изменения напряжения поля, какие-то завихрения? Разве это не прямое указание на облако?
— Или на то, что у звезды есть не одна планета!
<...>
Звездолет опять покачнулся. В экране с колоссальной быстротой мелькнуло что-то невероятно огромное, пронеслось назад и исчезло.
— Вот и ответ... обогнали планету.
Колебания при движении тела вокруг центра тяготения действительно происходят. Связано это с приливными силами, которые стремятся повернуть тело так, чтобы его ось была направлена вдоль радиуса. Разработана сложная теория таких колебаний (см., напр., Белецкий В.В. Движение искусственного спутника относительно центра масс. М.: Наука, 1965). Можно доказать, что собственный период колебаний для любого тела не меньше, чем
Конечно, ИАЕ прекрасно знал о приливах. Они занимали важное место в его теории развития динозавров-зауропод. Но в ТуА качания звездолёта нигде не связываются с приливными эффектами. Зато говорится, что качания тем сильнее, чем больше скорость:
После испытанного ужаса и безнадежности работа шла особенно споро, прерываясь лишь на время качания звездолета в завихрениях гравитации. Но «Тантра» уже сильно сбавила скорость, и ее колебания не были столь убийственны для людей. (журнал)